На главную страницу

Рылов В.Ю. Деятельность спортивных и военно-патриотических организаций в России в начале ХХ в. / В.Ю.Рылов

// Война и мир в историческом процесс (XVII-XX вв.) Ч.1.: сборник научных статей по итогам Международной научной конференции, посвященной 60-летию Сталинградской битвы. - Волгоград, 2003. - С.217-224

.

Райт Д. Подготовка граждан: царский режим и военное обучение молодежи. 1906-1914 / Д.Райт

// Последняя война Императорской России: сборник статей / под ред. О.Р.Айрапетова. - М.: Три квадрата, 2002. - С. 43-64.

Устав Бородинского Общества содействия военному воспитанию детей. - Можайск, 1911. - 11 с. ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Цель Общества
§ 1. Общество имеет целью вводить в сельских местностях и Уездных городах Московской губернии обучение детей школьного возраста военному строю и гимнастике, дабы развить в подрастающем поколении любовь к военному делу и содействовать укреплению его физических сил. Параллельно со строевым обучением Общество ставит себе задачей всеми доступными ему средствами знакомить детей с военной историей России и героическими подвигами, ее армии, стремясь воспитать в них осмысленный и живой патриотизм.

Вложение: Письмо-приглашение к вступлению в общество

 

Бутовский А.Д. Телесные упражнения и внеклассные занятия в кадетских корпусах. - М., 1898. - 15 с. ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

 

Прошу снисхождения многоуважаемого собрания, если я злоупотребил его вниманием. Но новая постановка некоторых предметов упражнений с одной стороны, малое знакомство общества с организацией занятий в военно-учебных заведениях - с другой, невольно заставили меня войти в подробности, без которых мне трудно было бы изложить мой предмет с достаточной ясностью.

Льщу себя надеждою, что ознакомлением вас с системою упражнений и внеклассных занятий в кадетских корпусах я хоть немного буду способствовать объединению Мероприятий, касающихся физического развития нашего юношества во всех учебных и воспитательных заведениях. (С. 15)

Д.А.Бутовский.

Атлетический игры для войск, военных и юнкерских училищ и старших классных корпусов / сост. И.Я.Герд. - М., 1884. - 45 с. ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Наша взяла!
Две партии берутся за концы крепкой веревки и дружно тянут ее, каждая партия стараясь пересилить противоположную. На веревке, делают два узла в двухсаженном расстоянии один от другого. Эти узлы обозначают места, за которые берутся передние люди каждой партии. По средине между партиями проводится на земле черта. Для большего удобства люди каждой партии становятся гуськом, попеременно, то с одной, то с другой стороны веревки, как видно на черт. 1. Тянуть должно ровно, без урывок и не перебирая по веревке руками. Парня, перетянувшая другую на столько, что ее передний человек переступил через черту, считается выигравшею. (С. 7).

На память о Сокольском празднике 1-го мая 1911 г. в городе Егорьевске. - [М]., б.г. - 7 [16] c.
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Егорьевское гимнастическое общество «Сокол» основано благодаря покровительству местного мецената, члена Государственной Думы М.Н.Бардыгина. Глубоко сочувствуя делу физического воспитания, столь необходимого для телесного оздоровления общества, Михаил Никифорович пожертвовал все, что было необходимо для осуществления этой благой цели. Так, им пожертвовано и переустроено в гимнастический зал здание, которое на его же средства обставлено всеми новейшими снарядами и принадлежностями для гимнастики. (С.4).

Упражнения на снарядах соколов-подростков. Прыжки через козла и веревку учеников 7-го класса гимназии

Упражнения на гразде I-ой группы соколов

Упражнения на параллельных брусьях II-ой группы и на коне с ручками в ширину III-ей группы (вдали)

Баден-Пауэль Р. Юный разведчик: руководство по скаутизму. / Р. Баден-Пауэль. - Пг., 1918. - 235 с.

Игры
Вызываются желающие принять участие в каком-нибудь опасном предприятии, в роде «Бега с депешей» или какой-либо другой игры; опасность при этом должна заключаться в потере «жизни», если разведчик, взявшийся за трудную задачу, не выполнит ее. Под потерей жизни подразумевается лишение навсегда значка разведчика. Если ему удастся исполнить возложенное на него поручение, то он может получить до 15 баллов, идущих в счет для получения значка «за отличие».
Другие игры, как футбол, корзинка и проч., при которых существуют строгие обязательные правила, также хороши для укрепления воли, дисциплины и для развития скромности.
«Джиу-джитцу» также имеет громадное значение в этом отношении.
Стрельба из самострела. При этом желательно, чтобы разведчики могли сами изготовлять свои самострелы.
«Стрельба из лука», распространенная в средние века.
Фехтование на палках, употребляя для этого посохи разведчиков. Так в старые времена сражались свободные крестьяне-собственники и подмастерья. (С. 168)

Бойскауты: руководство самовоспитания молодежи по системе «скаутинг» сэра Роберта Баден-Поуэлля применительно к условиям русской жизни и природы. Вып.1-12 / перераб. В.А.Попова, В.С.Преображенского. - М., 1917. - 383 с.

Семь золотых правил здоровья скаута.

1. Не пей спиртных напитков.
2. Никогда не кури.
3. Побольше пользуйся чистым свежим воздухом.
4. Спи достаточно, но не очень много.
5. Ешь простую здоровую пищу.
6. Занимайся умеренно физическими упражнениями.
7. Ходи всегда с улыбкой на лице. (С. 218).

Несколько замечаний о гимнастике.

Никогда не упражняйтесь непосредственно после еды. По возможности, занимайтесь гимнастикой не раньше, как через два часа после еды, а всего лучше заниматься гимнастикой утром.
Всегда занимайтесь гимнастикой, обнажив тело до пояса, и смотрите, чтобы ничто не мешало свободной игре мускулов вокруг плеча.
Если возможно, упражняйтесь перед зеркалом, чтобы следить за движениями различных мускулов.
Следите, чтобы ноги стояли прямо и мышцы бедер находились в напряженном состоянии.
Не пытайтесь делать слишком много упражнений за раз.
Не падайте духом, если результаты не видны сразу.
Не бросайте гимнастику оттого, что у вас немного заболят мышцы. Это скоро пройдет.
Упражняясь, думайте о том, что делаете, а не о посторонних вещах. (С. 212-213).

Жуков И.Н. Русский скаутизм: краткие сведения о русской организации юных разведчиков. - Пг., 1916. - 32 с.

 

 

Фото: Ориентировка на местности

Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. - М.: Физкультура и спорт, 1951-1956.

Т. 1: Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. - М., 1951. - 444 с.
Т. 4: Основы естественной гимнастики. Отношение анатомии к физическому воспитанию, приготовление учителей гимнастики. Статьи и выступления 1874-1890. - М., 1953. - 369 с.

 

 

 

 

 

 

 

Лесгафт Пётр Францевич (1837 - 1909)

Лесгафт Пётр Францевич (1837 - 1909)
Выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания, прогрессивный общественный деятель России.
П.Ф. Лесгафт родился 8 (20) сентября 1837 года в Петербурге, в семье обрусевшего немца, ювелира, члена Цеха золотых художеств Иоганна Петера Отто Лесгафта и его жены Генриетты Луизы. Его отец, которого в России называли Петром Карловичем, был человек сдержанный, суровый, любил порядок, дисциплину, экономность во всём и приучал к тому же своих детей.
Изучая биографию П.Ф. Лесгафта, исследователи сталкиваются с загадкой, которую не удалось разгадать и по сей день. Почему он вошёл в историю как «Францевич», а не «Петрович»? Однако и Пётр Лесгафт и его брат Франц, именуются Францевичами. В официальных бумагах разных лет нередко встречается запись: «Пётр Петрович, тоже Францевич».
Отец Лесгафта весьма сурово относился к сыну и настойчиво приучал его к труду. Уважение к труду, нетерпимость к лени, принципиальность и бескорыстие, заложенные с детства, стали неотъемлемыми чертами его характера. Также с детства у Петра пробудилась любовь к музыке, чем он был обязан своей матери, Генриетте Адамовне. Возможно, и первые медицинские познания он тоже получил от неё: поскольку мать его была «повивальной бабкой» и иногда вызывалась для оказания акушерской помощи.
В январе 1848 года, получив домашнее начальное образование Пётр был определён в «Петришуле» - Главное народное училище Св. Петра. Он старательно выполнял задания, подолгу засиживаясь над книгами и учебниками. Но в 1851 году отец внезапно прервал его обучение и отдал четырнадцатилетнего сына в ученики к знакомому аптекарю. Однако, не проучившись и года, Петр сбежал из аптеки, вызвав гнев не только отца, но и матери. Материальные затруднения в семье в это время были особенно ощутимы. Однако в возникшем конфликте Петра защитил его старший брат Александр. С его помощью Пётр подготовился к старшим классам гимназии и осенью 1852 года поступил в мужское отделение училища Святой Анны.
В 1854 году к моменту окончания школы Петру было 17 лет. По-видимому, пребывание в учениках аптекаря всё же пробудило в Петре интерес к медицине и химии. В 1856 году Петр становится студентом Медико-хирургической академии. Поступление П.Ф. Лесгафта в академию совпало с кардинальными изменениями в её административном, научном и хозяйственном управлении. В начале 1857 года президентом академии стал П.А. Дубовицкий, по его инициативе были внесены изменения в учебные программы, привлечены к работе молодые талантливые учёные, созданы новые кафедры, развернулись работы по строительству новых зданий и перестройке старых. Ближайшими помощниками П.А. Дубовицкого были вице-президент И.Т. Глебов и учёный секретарь Н.Н. Зинин. Под руководством Н.Н. Зинина П.Лесгафт получил первые навыки исследовательской работы, научился постановке опытов и обращению с химическими реактивами. Вскоре он стал ассистировать Зинину на лекциях.
На третьем курсе Пётр увлёкся анатомией. Многие профессора оказали на формирование взглядов Лесгафта большое влияние, но главную роль в становлении его как анатома-исследователя и учёного сыграл профессор В.Л. Грубер. Фанатично преданный анатомии, Грубер целые дни проводил в препаровочной, отыскивал в тканях трупов всё новые и новые аномалии, в открытии и описании которых он не знал себе равных в Европе. Грубер первым открыл для женщин, интересующихся наукой, двери анатомического зала. То же самое по примеру учителя сделал позднее и Лесгафт, убеждённый поборник женского медицинского образования.
В 1861 году начались выпускные экзамены, успешно сдав которые Лесгафт получил степень лекаря и звание уездного врача. Академия была закончена, но вакансий недоставало и, поэтому новоиспечённым лекарям было назначено ежемесячное пособие и предоставлена возможность проявить себя в роли вольнопрактикующих врачей. По предложению В.Л. Грубера Лесгафт согласился частным образом, без вознаграждения, работать у него на кафедре практической анатомии в анатомическом институте.
В начале 1862 года П.Ф. Лесгафт получил степень доктора медицины и хирургии. Стало определяться и его положение. В марте 1863 года приказом по Военному ведомству о чинах гражданских Пётр Лесгафт был назначен внештатным ординатором без денежного содержания во 2-й Военно-сухопутный госпиталь, в женское отделение хирургической клиники профессора А.А. Китера. Такое положение давало возможность Лесгафту свободно распоряжаться своим временем, и он много трудился над своей диссертацией.
29 мая 1865 года П.Ф. Лесгафт блестяще защитил диссертацию «Об окончании продольных мышечных волокон прямой кишки у человека и некоторых животных» на степень доктора медицины. К этому времени П.Ф. Лесгафт был уже как полгода женат на Елизавете Андреевне Юргенс. 1 января 1866 года у молодых родился сын Борис. В этом же году Пётр Францевич был определён на должность ордината при глазном отделении в том же госпитале. Это, наконец, давало ему постоянный заработок.
Анатомическая техника, преподавательские способности и появившиеся в печати научные труды Лесгафта обратили на себя внимание руководителей медицинского факультета Казанского университета, и в 1868 года он был приглашён туда и утверждён профессором физиологической анатомии.
В Казани П.Ф. Лесгафт пробыл 3 года. Он был учредителем Общества естествоиспытателей при Казанском университете, ему принадлежит идея создания антропологического музея, организация экспедиций для его пополнения, открытие лектория по современным проблемам науки. Однако через 3 года его уволили из университета. Толчком к увольнению послужили экзамены, которые вместо П.Ф. Лесгафта принял профессор патологической анатомии А.К. Петров. При разборе дела в совете университета выяснилось, что экзамены были проведены с нарушением требований, без препарирования трупа. Возмущённый этим обстоятельством, П.Ф. Лесгафт написал письмо в газету, в которой вышла сенсационная статья «Что творится в Казанском университете». Скомпрометированный попечитель П.Д. Шестаков добился у императора увольнения П.Ф. Лесгафта без права преподавания.
24 октября 1871 года, оставив жену и сына в Казани, Лесгафт выехал в Петербург. Там ему пришлось согласиться на единственную работу, которую ему могли предложить – частным порядком изготавливать анатомические препараты для ветеринарного отделения.Там он начинает посещать лекции профессора М.М. Руднева по патологической анатомии и изучает гистологические препараты.
Неопределённость положения «профессора без кафедры» заставляла Лесгафта не раз обращаться с прошением в Медицинский департамент для принятия его на службу. Наконец, 27 апреля 1872 года он был принят младшим чиновником при Медицинском департаменте, а летом того же года направлен на борьбу с холерой в Киевскую, а затем в Могилёвскую губернию, где он с успехом выполняет данное поручение.
К этому же времени относится начало его работы над теорией физического образования, над созданием научных основ педагогической и лечебной гимнастики. Изучая анатомические особенности органов движения, он вновь и вновь убеждался в тесной связи формы органа с его функцией. Только постоянная деятельность утверждает и поддерживает в человеке его специфические качества и свойства. Вот почему упражнения, тренировку органов и систем Лесгафт считал необходимой предпосылкой для их нормального функционирования, для здоровой и активной жизни человека.
Впервые он заинтересовался этими вопросами в 1872 году, когда поступил врачом-консультантом в частное врачебно-гимнастическое заведение доктора А.Г. Берглинда. Заведение это было одним из немногих, где на гимнастику смотрели как на часть врачебной науки и для правильного её проведения считали необходимым знание анатомии и физиологии человека. Доктор медицины А.Г. Берглинд считался опытным кинезотерапевтом, то есть врачом, который лечит движениями, и его заведение пользовалось популярностью. Наблюдая за проведением занятий, Лесгафт вносил в них коррективы, давал советы, устанавливал последовательность и интенсивность нагрузки при отдельных упражнениях, вёл антропометрические исследования. Увлечённый возможностью использовать скрытые резервы гимнастики, сделать её максимально полезной, особенно для детского и юношеского организма, профессор П.Ф. Лесгафт обратился в Главное управление военно-учебных заведений с предложением своих услуг. Его предложение было принято, и с декабря 1874 года он приступил к занятиям гимнастикой с воспитанниками 2-й Петербургской военной гимназии.
В начале 1875 года директор 2-й военной гимназии, убедившись в большом педагогическом мастерстве, с которым Лесгафт проводил занятия, предложил ему официально перейти из Медицинского департамента на постоянную службу при Главном управлении военно-учебных заведений. Уже 15 марта 1875 года Медицинский департамент дал согласие на переход Лесгафта в качестве чиновника по особым поручениям. Первое такое «особое поручение» состояло в том, что в течение 1875-1876 годов с конца марта до конца октября П.Ф. Лесгафт ежегодно командировался за границу «для подробного ознакомления с педагогической гимнастикой и с учреждениями для специального приготовления учителей этого искусства». В течение двух лет он объездил 13 стран, где посещал учреждения для специальной подготовки учителей гимнастики. Он присутствовал на занятиях, беседовал с педагогами, медицинскими работниками, изучал устройства гимнастических снарядов и даже давал рекомендации по улучшению их конструкций. В конце каждого года он представлял отчёт о командировке. Один такой отчёт был опубликован в виде отдельного приложения под названием «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы». Выводы, сделанные П.Ф. Лесгафтом, подчёркивали, что в основу физического воспитания должны быть положены законы анатомии и физиологии человека. Важнейшим условием успешного преподавания гимнастики он считал соблюдение строгой последовательности в дозировке нагрузки, обязательный учёт индивидуальных способностей учащихся.
Осенью 1875 года Лесгафт начал читать лекции на Владимирских курсах. Эти лекции вызвали много разговоров в столичном обществе. П.Ф. Лесгафт отрицал всякое «божественное начало» и прочно связывал психические процессы с физиологическими. Такие идеи были признаны вредными, и дальнейшее чтение публичных лекций запретили. В сентябре 1877 года П.Ф. Лесгафт добивается организации двухгодичных учебно-гимнастических курсов, которые открылись при 2-й военной гимназии. На них Лесгафт читал лекции по анатомии и руководил всеми практическими занятиями, включая гимнастику и фехтование. Практические задания по физике, химии, гигиене и анатомии проводились в лабораториях и кабинетах Медико-хирургической академии, а курс лекций по физиологии читал И.М. Сеченов, который поддерживал дружеские отношения с П.Ф. Лесгафтом.
П.Ф. Лесгафт стал одним из основоположников лечебной гимнастики в нашей стране. Многие приёмы, применявшиеся им для коррекции врождённых и приобретенных дефектов развития костно-мышечной системы у детей, успешно используются и теперь. Вместе с Ф.Ф. Эрисманом и А.П. Доброславиным он разработал основы школьной гигиены и участвовал в практическом внедрении их в некоторые учебные заведения Петербурга. Написанная П.Ф. Лесгафтом ещё в 1870 году «Инструкция для измерения живого человека» была первым отечественным руководством по врачебному контролю, практическое обучение которому он проводил на открытых им учебно-гимнастических курсах. По сути дела Лесгафт сумел создать настоящий институт по подготовке специалистов физвоспитания. Но началась русско-турецкая война, курсы были закрыты.
Разрабатывая закономерности анатомического строения мышц, костей и суставов и их функциональных особенностей, П.Ф. Лесгафт выявил решающее значение мышц в формировании суставных поверхностей. Серьёзные анатомические исследования в сочетании с математическими расчётами легли в основу изучения простых и сложных суставов. Такие его труды, как «Архитектура костей», «О соединении костей между собой», «О причинах, влияющих на форму костей» позволили сделать важные выводы для практической медицины, в частности травматологии и ортопедии.
29 января 1881 года П.Ф. Лесгафт читает доклад в Обществе русских врачей «О положении желудка и об отношении его формы к отправлению». Доклад основывался на результатах, полученных при исследовании большого материала, позволившего опровергнуть существовавшее мнение о горизонтальном расположении желудка. Он явился своего рода сенсацией, ибо прозвучал настолько убедительно и неопровержимо, что заставил известного европейского анатома В.Гиса признаться в том, что его рисунок желудка в анатомических атласах не верен.
В 1881 году Медико-хирургическая академия стала называться Военно-медицинской. А в 1884 году в академии восстановили первые 2 курса, незадолго перед тем упразднённые, и возникла необходимость учредить должность ещё одного прозектора для чтения лекций и проведения занятий по описательной анатомии. Были выдвинуты две кандидатуры: Лесгафт и Таренецкий, и голосованием был выбран последний. Это решение Лесгафт воспринял как незаслуженное оскорбление и подал в отставку. Этот шаг дался ему нелегко. Он терял слишком многое, терял то, что любил, что считал своим предназначением. Уйдя из академии, он лишился постоянного заработка, а именно сейчас ему были нужны деньги как никогда: умер его брат, оставив четырёх детей, и П.Ф.Лесгафт был назначен их опекуном, кроме того, нужно было помогать жене и сыну. Источником доходов могли служить только платные лекции и публикация научных работ. По счастью, возможность читать лекции представилась ему почти сразу после увольнения. Он начинает читать каждую неделю лекции в Педагогическом музее военно-учебных заведений, и время от времени на страницах столичных газет появляются непременно положительные отзывы об этих лекциях.
Свободное время Лесгафт использует для завершения начатых работ, готовит статьи и переводы. В 1885 году вышло второе издание книги «Семейное воспитание ребёнка и его значение», в которой П.Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, выдвинул перед родителями требование «щадить личность своего ребенка», показал важность сочетания известной свободы детей и разумного руководства, внимания к нуждам и потребностям ребёнка со стороны родителей. П.Ф. Лесгафт особо выделял период семейного воспитания со дня рождения ребёнка до конца седьмого года, которому придавал большое значение в развитии личности человека.
Правильно поставленное семейное воспитание, по мнению Лесгафта, должно создать нормальный тип ребёнка, сохранить и развить ценнейшие его качества: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию и т.п.
Много сил и энергии П.Ф. Лесгафт затратил, критикуя систему воспитания детей, созданную немецким педагогом, теоретиком дошкольного воспитания Ф.В. Фрёбелем (1782-1852), создателем понятия «детский сад». Лесгафт удивлялся, почему часто вполне обеспеченные родители отдавали своего единственного ребенка в детский сад, и считал, что передачу детей в детский сад «можно было бы допустить разве при отсутствии родителей или невозможности их заняться своими детьми».
Основную роль в формировании личности ребёнка П.Ф. Лесгафт отводил воспитанию. «Всё, что упражняется - развивается и совершенствуется, что не упражняется - распадается», - писал он. Лесгафт считал, что, как бы ни были способны родители, их дети, оставленные без воспитания и образования, не смогут развить свои духовные силы, что ум человека, как и речь, развивается под влиянием воспитания и образования. Будучи материалистом, Лесгафт вёл активную борьбу с теми педагогами, которые признавали наследственность ведущим фактором в формировании личности.
В своём труде «Школьные типы» П.Ф. Лесгафт показал, как часто в условиях семейного воспитания уродуется личность ребенка, как уже в дошкольные и ранние школьные годы формируются разные отрицательные типы детей: лицемерный тип; мягко забитый тип; злобно забитый тип; угнетённый тип; честолюбивый тип. По его мнению, проявление того или иного типа - прямое следствие влияний семейной жизни.
Физическое воспитание Лесгафт считал важнейшим средством всестороннего развития личности человека, тесно связанным с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием: «Оно поможет детям стать более активными, культурными людьми, умеющими продуктивно и экономно расходовать свои силы и энергию, как в личном, так и в общественном деле».
«Руководство по физическому образованию детей школьного возраста», составленное П.Ф. Лесгафтом, было первой фундаментальной работой, в которой физическое воспитание и образование строятся на научных основах с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей учащихся. Он рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчёркивает важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, - писал П.Ф. Лесгафт, - чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения». Так же, как и И.М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт считал, что физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Поэтому, по его мнению, «школа не может существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями». Используя при этом термин «образование», П.Ф. Лесгафт понимает его шире, чем это делают сегодня. По сути дела, образование у П.Ф. Лесгафта - это воспитание, формирование личности человека, а физическое образование - целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека.
В 1885 году П.Ф. Лесгафт получил разрешение на преподавательскую деятельность и был приглашён руководителем занятий гимнастикой в «Фехтовально-гимнастическом кадре». Этот учебный центр должен был заниматься усовершенствованием учителей гимнастики и фехтования для армии. Но командиры частей не видели необходимости в таком учебном центре, он был закрыт, а Лесгафт вновь оказался без работы. В это время в России была введена приват-доцентура, позволяющая желающим проявить свои научные познания и преподавательские способности и впоследствии иметь возможность занять штатное место профессора. Воспользовавшись этим обстоятельством, П.Ф. Лесгафт обратился к попечителю Петербургского учебного округа с просьбой разрешить ему читать лекции по анатомии в качестве приват-доцента. Прошение было удовлетворено, и 24 сентября 1886 года П.Ф. Лесгафт занял место за университетской кафедрой. Начался новый этап его преподавательской деятельности - десять лет (1886-1897) работы в Петербургском университете на физико-математическом факультете, в состав которого входила и кафедра зоологии, анатомии и физиологии.
В 1893 году один из учеников Лесгафта, И.М. Сибиряков, владелец многомиллионного состояния, передал в распоряжение профессора 200 тысяч рублей и дом, стоивший 250 тысяч рублей. В доме было решено открыть «Естественно-Исторический музей» для хранения богатых анатомических, зоологических и антропологических коллекций, созданных за годы существования курсов, и развернуть в нём учебную и научно-исследовательскую работу. Долго занимались составлением устава, и только в октябре 1894 года было получено разрешение на открытие Биологической лаборатории, которая уже через полтора-два года превратилась в крупный, прекрасно оснащённый научный центр, позволявший проводить экспериментальные и исследовательские работы в области анатомии, физиологии, ботаники, зоологии и других естественных наук.
В 1896 году началось издание журнала «Известия Санкт-Петербургской Биологической лаборатории», в котором печатались научные труды П.Ф. Лесгафта, его учеников, начинающих или признанных учёных. Редактировал все статьи, устанавливал очерёдность всех публикаций, определял объём каждого выпуска журнала сам Лесгафт.
Одним из первых П.Ф. Лесгафт откликнулся на открытие «лучей Рентгена». Уже в 1897 году он поместил в «Известиях» свою небольшую статью «О применении лучей Рентгена к анатомическим исследованиям живого человека». Не оставляет П.Ф. Лесгафт свои исследования в других областях. В 1896 году Лесгафт осуществил ещё одну свою мечту - добился открытия при Биологической лаборатории высших Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования (Высшие курсы Лесгафта). Создаётся «Общество содействия физическому развитию», в котором Лесгафт занял должность учёного секретаря.
В январе 1897 года П.Ф. Лесгафт подал в отставку и ушёл из университета, а в 1899 году он ставит свою подпись под «Протестом 99-ти». Его передовые взгляды, поездки за границу - всё это сыграло свою роль в том, что Лесгафту запретили читать лекции и выслали на жительство в Териоки. Ему пришлось оставить и курсы, и Биологическую лабораторию. В мае 1901 года Лесгафт пишет прошение на имя царя, но получает отказ. Но и в Териоках он продолжает работать: пишет статьи, делает переводы, занимается физикой и математикой. В 1902 году он вновь пишет прошение на имя Плеве и получает разрешение вернуться в Петербург, и вступить в обязанности директора Биологической лаборатории. Несмотря на свои 65 лет, Лесгафт с новой энергией окунулся в работу.
10 ноября 1905 года Лесгафт подаёт в Министерство народного просвещения прошение на учреждение Вольного института, в котором существующие Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования составили бы самостоятельное «практическое отделение». Название министру не понравилось, но в конце декабря Лесгафту разрешили открыть высшее учебное заведение под именованием «Курсы по наукам биологическим, педагогическим и социальным». Это название сохранилось только в официальных документах, все называли эти курсы «Вольная высшая школа». В первый год открытия школы в ней числилось 1500 слушателей. Их привлекало не только громкое имя Лесгафта, но и прекрасный подбор преподавателей. Многие слушатели школы активно занимались политикой, а после обыска в Биологической лаборатории и Вольной школе нависла угроза закрытия. Летом 1906 года Лесгафту сообщили о закрытии школы. И опять начинается борьба за возрождение Вольной высшей школы. Лишённый возможности читать анатомию в школе, П.Ф. Лесгафт пишет большую работу «Общая анатомия органов растительной жизни», ведёт исследовательскую работу в Биологической лаборатории.
Весной 1909 года после длительных хлопот открылись Естественно-Исторические курсы, и П.Ф. Лесгафт с радостью согласился предоставить для курсов помещение в Биологической лаборатории, а с сентября начал читать на них анатомию. Он был по-прежнему бодр духом, но здоровье стало сдавать. В октябре П.Ф. Лесгафт простудился и заболел, болезнь дала осложнение на почки. Совет Биологической лаборатории освободил его от руководства лабораторией, а врачи настойчиво рекомендовали сухой жаркий климат и санаторное лечение. Уже 13 ноября П.Ф. Лесгафт прибыл в Египет, в Гелуан, где находился санаторий, которым руководил русский врач Рабинович. Санаторий Рабиновича имел серные ванны, массаж и хороший уход, для лечения были использованы все известные средства, но состояние П.Ф. Лесгафта быстро ухудшалось.
Отказали почки. Последние 9 дней Лесгафт был уже без сознания. В субботу вечером, 28 ноября (11 декабря) 1909 года сердце его остановилось. Гроб с телом П.Ф. Лесгафта был отправлен из Египта в Россию. 19 декабря при огромном стечении народа состоялись его похороны на Волковском кладбище (Литераторские мостки) Петербурга. Почти все газеты России откликнулись на смерть П.Ф. Лесгафта. Он прославил своё имя как биолог, анатом, антрополог, педагог, врач, создатель научной системы физического воспитания, и врачебно-педагогического контроля в физической культуре, один из создателей теоретической анатомии, руководитель крупного научно-исследовательского учреждения, он был одним из лучших представителей отечественной науки. Его творчество оставило неизгладимый след в истории анатомии, физической культуры в нашей стране. В 1919 году на базе курсов, основанных Лесгафтом, был открыт Государственный институт физического образования (ныне - Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья) имени П.Ф. Лесгафта.

Владислав Станиславович Пирусский (1857 - 1933)

Врач, педагог, общественник-физкультурник, специалист по внутренним, детским и нервным болезням, пропагандист физических методов лечения, последователь П.Ф. Лесгафта.
В.С. Пирусский был сыном рядового канцелярского служащего; окончил Уфимскую гимназию. Владислав рано узнал, что такое самостоятельный труд - будучи учеником 5-го класса гимназии, он уже давал уроки, чтобы заработать деньги для многочисленной семьи. «Общество взаимопомощи учащимся» помогло Пирусскому пособием для поступления в Московский университет.
В 1882 Пирусский окончил медицинский факультет Московского университета. Он работал окружным врачом в г. Каинске Томской губернии (1883-1884), томским окружным врачом (1885-1899) и по совместительству - ординатором клиник Императорского Томского университета (1890-1891). В свободное от основной работы время Владислав Станиславович трудился в бесплатной лечебнице для бедных.
В 1895 основал Томское общество содействия физическому развитию, являясь председателем общества. Общество создало первые в Сибири детские летние и зимние физкультурные площадки, катки, купальни, организовало горячие завтраки в школах (1896-1898). В 1897 Владислав организовал «Сад трезвых развлечений» - своеобразный физкультурный городок для желающих заниматься гимнастикой и подвижными играми.
В 1899 он по собственному желанию перешел на должность сельского врача Томского участка.
В 1901 на Басандайке была создана общедоступная гигиеническая колония на 11 мест для малоимущих взрослых, больных туберкулезом, страдающих нервными и желудочно-кишечными заболеваниями. Среди сотрудников В.С. Пирусского в этой колонии был ставший в последствии знаменитым профессор Н.Н. Бурденко, студент 4 курса Томского университета.
В 1906 Пирусский вышел в отставку.
С 1907 по 1920 работал старшим врачом, заведующим врачебно-санитарной частью на строительстве Сибирской, Алтайской, Кольчугинской железных дорог. Принимал активное участие в борьбе с эпидемиями холеры и сыпного тифа. Возглавлял Общество практических врачей (1903-1905), был членом Общества естествоиспытателей и врачей и Общества попечения о начальном образовании.
Известен как организатор курсов для инструкторов по устройству детских яслей, дошкольных и школьных площадок (1914) и курсов для руководителей физического воспитания в дошкольных учреждениях (двухгодичные; 1917).
В 1904–1913 в Томске по инициативе В.С. Пирусского был построен Дом физического развития (манеж), открыты первые в Сибири курсы гимнастики для детей и взрослых (1909), издавались газета «Здоровье для всех» (1913) и журнал под тем же названием (1917). В 1916 основал постоянно действующую школу-колонию на 50 мест для детей погибших воинов.
В 1920 возглавил Томский комитет физической культуры, способствовал созданию Сибирского института физической культуры в Томске (существовал около трех лет; закрыт из-за недостатка средств). После открытия института работал в нем (1921-1923).
С 1922 Пирусскийсотрудничал с Томским физиотерапевтическим институтом, разрабатывал и внедрял в практику лечения методы лечебного движения (мотутерапии). В 1925 возглавил отделение мотутерапии института. Явился организатором подобных отделений на курортах оз. Карачи и оз. Шира, а в 1927 по его инициативе на оз. Шира был открыт первый сибирский санаторный пионерский лагерь.
В 1932 переехал в г. Иркутск в качестве консультанта открытого там З.Я. Штамовым отделения мотутерапии Томского физиотерапевтического института (Восточно-Сибирский физиотерапевтический институт), где прошли последние месяцы его жизни.
Начинания В.С. Пирусского в области развития физической культуры основывались на идее естественного метода лечения и предупреждения заболеваний с помощью природных факторов (солнце, воздух, вода) и рационального режима питания, труда и активного отдыха. Лучшими средствами физического воспитания считал подвижные игры, экскурсии, путешествия по родному краю, прогулки в поле, лесу, лазание по горам, бег, коньки, лыжи, плавание, фехтование и физический труд на свежем воздухе (заготовка дров, садовые, огородные, полевые и др. работы).
Умер В.С.Пирусский 16 марта 1933 года.Владислав Станиславович имел звание Героя труда (1923).

 
На главную страницу